МБОУ "СШ № 8"
город Иваново
  • Информационная безопасность

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    Здесь Вы найдете различные материалы, которые были разработаны специалистами Роскомнадзора, не только для педагогов и родителей, которые хотят помочь детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий, но также для молодых людей, которые с легкостью и энтузиазмом используют среду Интернет. Мы хотим помочь нашим детям понимать последствия, которые информационные технологии могут оказать на личную жизнь, и предоставить вам инструменты и информацию, необходимые для принятия решений в вопросах виртуальной жизни. http://персональныеданные.дети/

    Родителям

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

     Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности. Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации. На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

         Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    • Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
    • Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
    • Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
    • Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

         Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    •     аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    •     отказы и сбои аппаратуры;
    •     ошибки в программном обеспечении;
    •     ошибки в работе персонала;
    •     помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

         Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    •     недовольством служащего своей карьерой;
    •     взяткой;
    •     любопытством;
    •     конкурентной борьбой;
    •     стремлением самоутвердиться любой ценой.

         Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

    Через человека:

    •     хищение носителей информации;
    •     чтение информации с экрана или клавиатуры;
    •     чтение информации из распечатки.

    Через программу:

    •     перехват паролей;
    •     дешифровка зашифрованной информации;
    •     копирование информации с носителя.

    Через аппаратуру:

    •     подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    •     перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

         Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

    1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

    2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

    3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации.

    4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

    5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

         Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

    Методические и справочные материалы

    Сайт для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе. Для детей это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах. Родителям интересно обменяться советами о воспитании детей, получить при необходимости консультацию учителей, узнать больше о своих собственных детях. «Пока мы спорим «пущать» или «не пущать» учеников начальной школы в Интернет — они уже здесь. Мы снова опоздали. Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного контента. Никакие фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем формировать у ребят навык «безопасного» поведения в Интернете. Как?»  Этому и не только посвящен раздел сайта  «Безопасность детей в Интернет»

        

    Национальный форум информационной безопасности «ИНФОФОРУМ»  - электронное периодическое издание по вопросам информационной безопасности https://infoforum.ru/

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    • ФИПИ — сайт Федерального института педагогических измерений, на котором уже размещены демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2021 года и опубликованы открытые банки заданий ГИА.

    • school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

    • Фоксфорд.ру — возможность пройти бесплатное дистанционное обучение у экспертов МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны. interneturok.ru — открытые уроки по всем предметам школьной программы, содержат тесты, тренажеры и конспекты. Учитель найдет готовые материалы для урока, может послушать видеолекции по детской психологии. 

    • Учи.ру - обучающий портал.

    • Медиатека «Просвещения»— это электронные учебники издательства, а также доступ к другим полезным материалам: рабочим программам, методическим пособиям, курсам повышения квалификации, интерактивным рабочим тетрадям.

    Методические и справочные материалы

    Дополнительные методические материалы

    • Информационно-методические материалы

    • Твоя психологическая безопасность (Памятка)
    • Как защитить ребенка от интернет-рисков (Памятка)
    • Родителям о психологической безопасности детей и подростков (Памятка)
    • Применение медиативных и восстановительных технологий в сфере предупреждения деструктивных проявлений среди несовершеннолетних: Ссылка
    • Работа с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической деятельности с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению. Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций: Ссылка.pdf
    • Дополнительная общеразвивающая программа интерактивных занятий для детей, подростков и молодежи по вопросам ненасильственных методов разрешения споров и конфликтов «Курс юного переговорщика»: Ссылка.pdf
    • Программа экстренной и пролонгированной психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: Ссылка
    • Профилактика интернет-рисков: методические рекомендации для педагогов и родителей: Ссылка.pdf
    • Психологическая безопасность детей и подростков в образовательной среде: рекомендации для руководителей, педагогов, психологов образовательных организаций: Ссылка.pdf
    • Информационно-методические материалы по профилактике криминализации образовательной сред: Ссылка.pdf
    • Методические комплексы для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе программы развития социально-эмоциональных навыков учащихся: Ссылка
    • Алгоритм безопасного использования сети интернет Памятка
    • Настройка безопасного поиска в сети Памятка
    • Основные виды вредоносного программного обеспечения Памятка
    • Правила создания надежного пароля Памятка
    • Интерактивные материалы, статьи и полезные ресурсы для родителей:

    • Наглядно-методическое пособие для родителей «Формула семьи»: Ссылка
    • Статья об осознанном родительстве: Ссылка
    • Видео про безопасность в интернете в рамках акции УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ: Ссылка
    • Блог «Лаборатории Касперского» Ссылка
    • Онлайн-родительское собрание «Пространство социальных сетей − без риска для детей» (Сценарий и презентация): Ссылка
    • Вебинары

    • Электронный каталог вебинаров для педагогов, психологов и родителей обучающихся «Психологическая безопасность и благополучие в семье, школе, социуме»: Ссылка
    • «Особенности подросткового возраста с точки зрения психологии, социологии и этологии: подростковая девиантность»: Ссылка
    • «8 правил безопасного общения с подростками: как родителям реагировать на «трудное» поведение ребенка»: Ссылка
    • «Консультирование по вопросам детско-родительских отношений, девиантного поведения несовершеннолетних»: Ссылка
    • «Давай договоримся! Развиваем навыки конструктивного диалога»: Ссылка
    • «Ресурсы родителей»: Ссылка
    • «Психология зависимого поведения»: Ссыдка
    • «Территория онлайн ‒ без стресса»: Ссылка

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie