Профориентация
План профориентационной работы на 2023-2024 год
Учитель нашей школы Шагойко Наталья Александровна принимает участие в конкурсе педагогов "Мои горизонты" от Всероссийского проекта ранней профессиональной ориентации школьников "Билет в будущее" в номинации Публицистический материал (очерк/история).
Печально приобретенный опыт или как я пришла в проект Билет в будущее
Работая учителем в школе, я считаю деятельность классного руководителя одной из основополагающих в образовательном процессе. Особенно важной она становится в переходном возрасте, когда учащиеся из младших классов переходят в среднее звено, переживая сложный этап самоопределения. Затем дети начинают задумываться о своём будущем, и именно классный руководитель может помочь им с мотивацией, ориентирами и выборами, которые станут основой их дальнейшего жизненного пути.
Несколько лет назад я была назначена классным руководителем старшего звена. Вскоре я столкнулась с реальной проблемой: мои ученики, поступившие в 10 класс с универсальным профилем, были настолько не уверены в своём будущем, что это отражалось на их учебной мотивации. Тогда я поняла, как сильно не хватает в школах системной и своевременной профориентации.
От проблемы к решению
Наблюдая за 10 классом, казалось, что ребята не имели чёткого представления о том, что будет с ними после школы. Их будущие профессии часто оставались в тени, а учебные предметы воспринимались лишь как препятствия на пути к незаслуженно сложным экзаменам. Некоторые ученики выбирали предметы для сдачи ЕГЭ, словно на авось, не имея представления о реальных потребностях рынка труда и о том, какие специалисты востребованы.
Помимо бесед с психологом и мотивационных встреч с представителями учебных заведений, я почувствовала личную потребность в дополнительной подготовке и знаниях, чтобы успешно работать в сфере профориентации. Я осознала, насколько важным является своевременное информирование школьников о мире профессий, а также необходимость формирования у них понимания важности осознанного выбора.
После достаточно тяжелого первого выпуска началась работа с моими новыми пятиклассниками, чьи интересы были связаны только с развлечениями. В классе царила гиперактивность и поверхностная мотивация. У детей не было понимания важности учебы и стремления к саморазвитию. К счастью, в этот период нам предложили принять участие в муниципальном конкурсе агитбригад «Есть такая профессия» от ЦЕНТР "ПЕРСПЕКТИВА". В рамках подготовки мы познакомились с множеством профессий, и наша агитбригада сняла ролик в стиле Ералаша. Этот видеоклип занял призовое место в конкурсе и стал настоящим толчком для многих моих учеников, которые, наконец, начали проявлять интерес к реальному миру профессий.
Профориентация как часть жизни школы
Вскоре, благодаря поддержке родителей с различными воспитательными, развивающими и пропагандирующими целями, мы организовали несколько экскурсий в необычные для детей учреждения: отдел конвоирования УФСИН России по Ивановской области , Ивановскую Пожарно-Спасательную Академию государственной противопожарной службы МЧС России , Родильный дом №1 . Это тоже послужило поворотным моментом для многих учеников. Ребята с интересом познакомились с разными профессиями близких родственников и начали постепенно приходить к пониманию того, что им действительно может быть интересно.
Параллельно с этим, в школах был внедрён курс профориентации Россия — мои горизонты , и наш класс присоединился к проекту «Билет в будущее». Этот проект стал настоящим открытием. Я с большим энтузиазмом поддерживаю и разделяю его цели и задачи, ведь он позволяет не только углубить знания школьников о профессиях, но и предоставить им реальные инструменты для осознанного выбора своей будущей профессии.
В рамках проекта мои ученики проходят диагностики, знакомятся с множеством профессий через профессиональные пробы в колледжах и экскурсии на предприятиях. Эти практические занятия позволяют школьникам не просто узнать и услышать, но и на практике увидеть, как работают специалисты разных отраслей. Уже в 7 классе, после участия в проекте, мотивация детей к учебе значительно повысилась. Они начали осознавать, что выбор профессии — это не только их будущее, но и возможность изменить свою жизнь
Как "Билет в будущее" изменил мою работу и жизнь
Программа «Билет в будущее» стала для меня не просто проектом, а настоящим катализатором в работе с детьми. Она дала мне новые подходы, инструменты и знания для более эффективного взаимодействия с учениками. Я поняла, насколько важно развивать у детей уверенность в своём будущем уже в школьные годы, помогать им осознать, что их образование — это основа для того, чтобы выбрать не просто интересную, но и востребованную профессию, подходящую им по индивидуальным особенностям.
Кроме того, проект раскрыл передо мной новые горизонты в плане профессиональной подготовки. Я осознаю важность постоянного саморазвития, чтобы быть эффективным наставником для детей в их поисках. Это не просто дополнительное знание о профессиях, это умение направлять детей на путь, который не ограничивается только теоретическими знаниями. Это практика, мотивация и реальная поддержка их выборов.
Работа в рамках «Билета в будущее» научила меня быть не просто учителем, но и навигатором, который помогает детям сделать шаг в большое и не всегда лёгкое будущее. Проект позволил мне не только улучшить свои профессиональные навыки, но и стать частью жизни своих учеников на пути к их самореализации. Сегодня, наблюдая за тем, как они уверенно идут к выбранным профилям, я понимаю, что это- правильный выбор и для меня, и для них.
Заключение
Проект «Билет в будущее» стал не просто возможностью для моих учеников обрести уверенность в своём будущем, но и для меня — шансом стать более компетентным и мотивированным педагогом. Сегодня я с гордостью могу сказать, что благодаря проекту «Билет в будущее» мои ученики приобретают не только знания, но и уверенность в том, что их будущее действительно в их руках.